Проблемы возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров в республику Беларусь.
Категория: Человек и закон
| Автор: okrain
| Опубликовано: 27.01.2011
При взимании косвенных налогов применяются два принципа: по месту потребления (стране назначения) и по месту производства (стране происхождения).
Вместе с тем общепризнано, что косвенные налоги по своей природе имеют потребительский характер, иначе говоря, уплачиваются покупателем в процессе потребления товаров, работ, услуг. Таким образом, принцип взимания косвенных налогов по стране назначения наиболее точно отвечает сути данных платежей.
Республика Беларусь в торговых отношениях с другими государствами (кроме Российской Федерации) уже применяет такой принцип. С подписанием 15 сентября 2004 г. Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее — Соглашение) созданы условия для применения принципа страны назначения со всеми странами, с которыми Беларусь осуществляет внешнеторговые операции.
Итак, принцип страны назначения означает применение экспортером ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов и освобождение от акцизов, т.е. правила возмещения (возврата) «входного» НДС и неуплаты акцизов при экспорте распространены и на поставки в Российскую Федерацию. Сегодня экспортеры знают, что при представлении в налоговые органы соответствующих документов происходит вычет НДС либо освобождение от акцизов и таким образом экспортируемый товар «очищается» от внутренних налогов. Тем самым обеспечивается принцип нейтральности косвенных налогов, т.е. ставка НДС не зависит от системы налогообложения другого государства. К примеру, ставка НДС 18 процентов, введенная в России в 2004 году, неизбежно повлекла установление такой же в Беларуси, поскольку необходимость вычета «входного» налога подразумевает соразмерность ставок. Принцип страны назначения устраняет зависимость налогообложения: мы облагаем товары по тем ставкам, которые устанавливаем сами, иначе говоря, отсутствие необходимости налоговых вычетов (товар отгружается без налогов) не обязывает государство импорта придерживаться ставок налогов, применяемых экспортером.
Соглашение устанавливает систему внешнеторговых отношений в области налогообложения, сходных с применяемыми со всеми другими странами, т.е. нулевая ставка НДС (ст. 11 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «О налоге на добавленную стоимость»), освобождение от акцизов (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 г. «Об акцизах») распространяются на поставки товаров в Россию. Отметим, что косвенное налогообложение работ и услуг во всем мире проблемно и противоречиво.
Президентом Республики Беларусь13 января 2005 года был подписан Декрет регулирующий вопросы исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, и Указ о признании утратившим силу ряда нормативных актов, которые определяют порядок налогообложения во взаимной торговле Беларуси и России.
В 2006 году наша организация поставляла металлопрокат в республику Беларусь. 22 февраля 2006 года в ИФНС по Заднепровскому району г. Смоленска была предоставлена декларация за январь 2006 года по налоговой ставку НДС 0% и документы для подтверждения применения ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, реализованных белорусским покупателем.
Решением ИФНС по Заднепровскому району г. Смоленска № 128 от 19.05.2006 года установлена обоснованность применения налоговой ставки 0% по операциям по реализации товара 44 578 301 ,00 рублей, право на возмещение налога в сумме 8 379 700 рублей. Организация направила письмо № 197 от 23 мая 2005 года с просьбой возвратить 8 379 700 рублей на расчетный счет предприятия. Предоставление полного пакета документов в установленном порядке налоговой инспекцией не оспаривалось и подтверждалось содержанием Решения ИФНС № 128 от 19.05.2006.
В соответствии со статьей 172 НК РФ налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров после принятия товаров на учет при наличии соответствующих первичных документов, фактической уплате суммы налога в бюджет. Кроме того подлежит возврату сумма НДС, исчисленная с авансов (п.8. ст. 171, п.6 ст.172 НК РФ).
Правомерность исчисления суммы налога к возмещению подтверждалась предоставленными документами поставщиков продукции, договорами, платежными поручениями на оплату продукции и другими документами.
Налоговый орган решением № 128 от 19.05.2006 подтвердил право на возмещение налога в сумме 8 379 700 рублей.
В связи с тем, что сумма НДС к возмещению не была своевременно перечислена на расчетный счет предприятия, мы были вынуждены обратиться в суд с иском о возврате из бюджета суммы налога на добавленную стоимость и пени. Уточним, что суммы налога были возвращены организации 26 июля 2007 года в полном объеме вскоре после получения на руки копии искового заявления.
Иванов Антон Константинович, аспирант Московского международного института экономики, эконометрики, финансов и права, юрисконсульт ООО ПКФ «ДиПОС»