Происхождение этого мифа связано с вполне реальными обстоятельствами. В 40-50-е годы 20 века учеными-нейрофизиологами был разработан и применен новый метод микроэлектродной регистрации электрической активности отдельных нервных клеток (нейронов). Очень тонкую металлическую иголочку с неизолированным кончиком под микроскопом можно вплотную подвести к нервной клетки или даже ввести внутрь этой клетки, и далее с помощью этогомикроэлектрода можно зарегистрировать электрические разряды, которые периодически генерирует нервная клетка. При этом оказалось, что одна часть нейронов постоянно генерирует эти нервные импульсы (спайки), которые затем по отросткам аксонов клеток направляются к другим нейронам, а другая часть клеток либо вообще не испускает такие спайки, либо генерирует их только при некоторой стимуляции. Существовавшая на тот момент в головах ученых рабочая гипотеза считала, по аналогии с двоичным языком компьютеров, что такой «язык общения» нейронов с помощью электрических импульсов является единственным и основным, а отсюда было сделано предположение о том, что часть нервных клеток находится как бы в спящем, нерабочем режиме. Позже, когда выяснилось, что помимо двоичного, компьютерного языка общения, существует еще множество других способов взаимодействия нервных клеток, от идеи существования в мозгу «неработающих» нейронов благополучно отказались и казалось бы забыли. Тем не менее, за пределами научного сообщества этот миф продолжает до сих пор успешно существовать и даже процветать, поскольку все чаще его приходится слышать из уст казалось бы образованных и просвещенных людей. Однако живучесть этого мифа определяется, видимо, еще и поверхностным сходством с таким фундаментальным свойством головного мозга человека и животных, как пластичность и способность к обучению.
В принципе, если и можно говорить о скрытых резервах головного мозга, то именно в плане способности к обучению и перестройки собственной деятельности, причем современная наука уже давно убедительно доказала, что способность к обучению человеческий мозг сохраняет до глубокой старости. И абсолютным законом этого свойства мозга является правило – то, что не упражняется – то атрофируется. Многочисленные научные данные последних лет с абсолютной надежностью доказали, что когнитивная (или мыслительная) деятельность продлевает жизнь мозга, прежде всего пожилых людей, снижает вероятность и сроки возникновения ряда старческих заболеваний типа старческой деменции, болезни Альцгеймера и др.
Сегодня спрос на услуги по тренировке когнитивных свойств мозга (память, внимание, интеллект) растет в геометрической прогрессии, а на Западе только за последнее время возкло огромное количество фирм и кампаний, которые эти услуги предлагают.
Но в конце прошлого века в психофизиологии появилась совершенно новое направление – биологическая обратная связь (БОС), метод, который позволяет «напрямую» непосредственно тренировать те или иные области и структуры головного мозга, восстанавливая и нормализуя их функциональное состояние, а значит и те функции, которые эти структуры обеспечивают. Например, уже сегодня существующие БОС-методы позволяют эффективно тренировать и восстанавливать функцию внимания и т.н. оперативную память при СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).
Можно с уверенность говорить, что сегодня на базе БОС-метода зарождается совершенно новая область фитнеса – мозгового фитнеса, т.е. фитнеса мозговых структур и мозговых функций. Это еще очень молодая отрасль науки о мозге, однако уже сейчас у нее весьма радужные перспективы. Так, и теоретическая и прикладная психофизиология с очевидностью показали, что с помощью БОС-метода можно целенаправленно воздействовать на любые ритмы электроэнцефалограммы головного мозга человека и таким образом учиться быстрее, легче и надежнее входить в особые, измененные состояния сознания – гипнотические или трансовые, медитативные и релаксационные, состояния расширенного сознания и т.д. Оптимизирующий фитнес мозга, означающий выработку произвольного управления ритмами электрической активности головного мозга, позволяет также справляться без применения психотропных лекарственных препаратов с такими разнообразными расстройствами психики и поведения, как гиперактивность детей, депрессия, патологическая тревога, фобические расстройства, панические атаки и многие другие.
СДВГ БОС-терапия Гиперактивные дети Автор: Иващенко Олег Иванович (зав.отд.клинической нейрофизиологии)