Главный Каталог Статей РФ
86237 авторов, размещено 47126 статей, сейчас на сайте пользователей: 22 Статистика
Аватар ВШТ

Диалоги о тренинге: Ошибка сапера.

Категория:  Образование  | Автор:  ВШТ | Опубликовано: 03.11.2009
Как известно, сапер ошибается только один раз. В практике бизнес-тренера, к счастью, все не так трагично, однако, каждая новая ошибка, допущенная в работе, оставляет рубец в душе любого профессионала. Конечно, совсем без ошибок прожить невозможно, но вот стремление минимизировать их - весьма похвально. Надеемся, в этом Вам поможет наша вторая статья из цикла «Диалоги о тренинге», в которой мы собрали ситуации из практики бизнес-тренеров и тренинг-менеджеров, связанные с содержательным наполнением тренингов:
- На днях я проводила тренинг по тайм-менеджменту для сотрудников одного рекламного агентства. Участники с интересом выделяли приоритеты в своей деятельности. В совместном обсуждении делали маленькие, но важные для себя открытия. Но дальше произошла непонятная для меня ситуация: тезис о том, что умение управлять временем, позволяет организовать свою работу так, чтобы к концу своего рабочего дня быть свободным, уходить вовремя, а оставшееся время уделять другим сферам своей жизни, был встречен неожиданной для меня реакцией участников. В аудитории прошла волна смеха, послышались недовольные возгласы, обвинения в том, что я говорю «книжными фразами, а на практике все по-другому», и что это вовсе не является признаком эффективной работы сотрудников. Я оставила эту тему и неконструктивную дискуссию, и мы продолжили обучение дальше. Однако у меня остался вопрос относительно причин такого поведения участников. Пожалуйста, помогите разобраться, с чем было связано отрицание группой целого блока тренинга.
Екатерина. Бизнес-тренер.
Екатерина, отрадно отметить, что Вам удалось сохранить работоспособность группы, и продолжить обучение, не идя на поводу группы, и не отвечая на провокации участников, но, вернемся к описанной Вами ситуации. По всей видимости, отрицание группой целого блока тренинга вызвано тем, что информация, которую Вы дали группе встала в прямое противоречие с ценностями компании. Скорее всего, в компании приветствуется, когда сотрудники задерживаются на работе на час-полтора сверх положенного времени. Эти правила были приняты всеми сотрудниками, поэтому, естественно, факты, противоречащие устоявшимся обычаям в компании, вызвали бурю негативных эмоций. На ум пришла подобная история, которую рассказал наш коллега: в начале своей тренерской карьеры он проводил тренинг по стратегическом менеджменту. Одним из важных тезисов, транслируемых участникам тренинга, был о том, что единоначалие - это единственная форма эффективного управления, в то время, как компания в которой проводился тренинг успешно функционировала под руководством двух начальников. В процессе подготовки программы тренер не учел этой особенности организации, чем вызвал явное недовольство участников, которые утратили доверие к тренеру, а за ним - и интерес к тренингу. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, уделяйте больше внимания общению с заказчиком, более подробно узнавайте об особенностях протекания внутрикорпоративных процессов и выделяйте основные ценности каждой отдельной организации, чтобы при подаче материала не противоречить им.
- В своей практике я часто использую такие профессиональные термины как «психогимнастика», «шеринг», «деролинг» и пр., а тут столкнулся со статьей, автор которой одной из ошибок тренера выделяет употребление подобной лексики на тренингах. Действительно ли тренер должен избегать такой терминологии? Если да, то с чем это связано? Ведь введение новой лексики развивает участников, делает их более эрудированными.
Михаил. Бизнес-тренер.
Порой, из лучших побуждений мы отходим от правил и действуем по велению своего сердца. Ваше стремление развивать участников тренинга, знакомить их с новыми словами похвально. Однако следует разграничивать слова, водимые тренером во время обучения. В том случае, если эти слова относятся к изучаемой на тренинге тематике (например: «конгруэнтность», «рефлексия», «воронка продаж»), и их введение необходимо для более точного понимания смысла раскрываемой темы – то это одно дело. Вы можете оперировать этими терминами, при условии, что первоначально дадите участникам их определения и объясните смысл. Другое дело - использование профессиональных терминов, принятых в среде бизнес-тренеров, о которых написали Вы («психогимнастика», «шеринг» и пр.). Здесь есть два основных подводных камня: первый – использование этих терминов без объяснения их смысла. В этом случае, участник, услышавший слово «психогимнастика» может интерпретировать его как «гимнастику для «психов», что непременно отразится на группе (реакции могут быть различными: от смеха, до недоумения и отказа от участия в упражнении). Второй подводный камень – весьма существенный для тренера – потеря драгоценного времени. Если Вы все-таки принимаете решение использовать профессиональную терминологию и даете определение введенных понятий, Вы попросту теряете время, которое можно было бы использовать более рационально. Именно об этом писал автор статьи, о которой Вы упомянули и мы целиком поддерживаем его мнение. Попробуйте заменить используемые Вами слова более привычными для большинства участников «разминкой», «обратной связью» и «снятием ролей».
- Пару недель назад провела тренинг для менеджеров по продажам одной из компаний, специализирующихся на продаже элитной обуви и аксессуаров. Тренинг проходил на высокой эмоциональной волне, участники оживленно задавали вопросы, уточняли нюансы и различные подходы. Отвечая на многочисленные вопросы участников, я остановилась на рассмотрении специфики продаж по телефону – этапах и технологиях ведения телефонных переговоров и особенностях работы со сложными случаями. Участники заинтересованно слушали, участвовали в упражнениях, а по итогам обучения отметили, что информация хоть и была интересной, но вряд ли понадобится им в ближайшем будущем, т.к. обзвоном клиентов занимаются только два человека из всей группы (и то, эпизодично), а все остальные работают только в зале. Результатом тренинга стали низкие оценки участников и весьма посредственные отзывы. Чем вызвана такая реакция группы? Ведь я старалась ответить на все вопросы участников и дать им как можно больше информации, чтобы у участников не оставалось белых пятен.
Анна. Специалист отдела обучения и развития персонала.
Анна, уверена, что ситуация описанная Вами близка многим тренерам. Это естественно, что в процессе работы появляется желание дать как можно больше полезной информации, так сказать, «впрок». Стремление дать больше подпитывается еще и активным интересом со стороны участников тренинга. Однако, как известно, не всегда «больше» ≠ «лучше». При составлении материала к тренингу, и при предоставлении его участникам непосредственно на обучении, тренер должен руководствоваться рядом правил (принципов), одним из которых является «принцип достаточности и необходимости». Заключается он в том, что предлагаемая для изучения информация должна быть необходима слушателям, ее объем должен быть достаточным (не больше и не меньше) для полного понимания сути рассматриваемой проблематики, а все предлагаемые материалы должны быть обоснованы и подтверждены фактами и конкретными примерами. В описанной Вами ситуации Вы пошли на поводу у участников и отклонились от составленной заранее программы и акцентировали внимание группы на материале, который оказался для них не актуален (при продажах обуви и аксессуаров продавцы общаются с покупателями лично «face to face»). Принцип достаточности и необходимости не был соблюден, что привело к описанным Вами результатам.
В этой статье рассмотрена лишь малая часть вопросов, с которыми сталкивается бизнес-тренер в своей практике, однако описанные ситуации наглядно демонстрируют нам, насколько важны для тренера знания принципов работы с материалом, основ и правил наполнения программы тренинга теоретической информацией.

Автор статьи: Наталья Гусарова, Куратор Высшей школы тренинга «WayDA» www.wayda.ru
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев. Станьте первым! У нас гости не могут комментировать статьи. Пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы прокомментировать.
Интересные статьи по теме
Аватар KateZh
Как научиться быстро считать проценты Когда в магазине продавец говорит вам, что на понравившуюся вам вещь действует скидка 20%, что вы делаете? Вы пытаетесь подсчитать сумму скидки самостоятельно или ждете пока вам ее огласят? А как в ба...
Категория: Образование | Автор: KateZh | Добавлено: 25.03.2014
Аватар Nikiforoff
Чем привлекают родителей частные школы Чем привлекают родителей частные школы?...
Категория: Образование | Автор: Nikiforoff | Добавлено: 30.08.2021
Аватар frol7575
Краткая история создания телевизора С незапамятных времён человек мечтал видеть на огромные расстояния. Слагались об этом легенды и сказки, все, наверное, помнят сказки о волшебных зеркалах, о тарелочках с яблочками и тому подобное. Но ...
Категория: Образование | Автор: frol7575 | Добавлено: 19.05.2009
Аватар GodKnows
Методы быстрого устного счёта Быстрый счёт в уме и методы устных вычислений, а также совершенствование навыков счёта....
Категория: Образование | Автор: GodKnows | Добавлено: 22.10.2009
Аватар medved-97
Рейтинг профессий в России Выбор профессии очень ответственный и серьезный шаг. Очень важно не ошибиться и сделать правильный выбор, ведь род деятельности будет формировать человека всю его жизнь, раскрывать определенные качест...
Категория: Образование | Автор: medved-97 | Добавлено: 17.07.2016
Лучшие авторы
Аватар ildar
Дизайн студия «Clike» предлагает Вам широкий спект...

Читать

Аватар Second Life
Активный пользователь виртуального мира Second Life

Читать

Аватар Dimasty78
Увлекаюсь цветами, могу запросто составить цветочный букет.

Читать

Аватар protanksu
Танкист

Читать

Аватар mzhelvis82
Занимаюсь продвижением своего сайта на отзовик. Пл...

Читать

Свежие комментарии
Нормальная тема.

Читать

Талантливый человек талантлив во всём! Будь как Паша! А ещё ты можешь ...

Читать

Можно выбрать.

Читать

Ой, шутник.

Читать

https://priornews.ru/zastrojshhik-iz-hmao-sravnil-ufas-s-prestupnoj-gr...

Читать

Напишите нам